Theory and Tasks for Students - Spring 2019
Введение

Python (Питон) - интепретируемый язык программирования. Для запуска программ на нём требуется специальная программа - интерпретатор. На компьютерах в университете установлена среда разработки IDLE, поддерживающая Python 2 и Python 3. В ней так же доступен интерактивный интерфейс командой строки (CLI). Так же разработка на Питоне возможна в Visual Studio 2017, если установлен соответствующий модуль. Т.к. код программы - обычный текстовый файл, при отсутствии среды разработки его можно написать в обычном текстовом редакторе, например, Блокноте, однако без интепретатора выполнить её не получится.

Основа большинства языков программирования - переменные, которые определяются тремя вещами - именем, хранимыми данными и их типом. В Питоне переменные могут хранить данные любого типа, некоторые из них:

  • int - integer - целые числа
  • float - вещественные числа с плавающей точкой
  • bool - boolean - значения True и False булевской логики
  • string - строковый тип данных, значения пишутся в "двойных кавычках"
  • function, list, set, dictionary и т.д. - об этих типах будет рассказано позже

Для записи данных в переменную используется оператор присваивания `=`: a = 5 b = 2.3 c = 3.14E-9 str = "abacaba" str = "автобусуботва" flag = True variable = "value" Таким образом, слева от оператора присваивания должна быть переменная, а справа - выражение, значение которого будет записано в эту переменную. Важно понимать, что пока переменной не было присвоено значение, её не существует, т.е. следующий код выдаст ошибку: alpha = beta beta = 23 Код программы выполняется построчно сверху вниз.

В качестве выражения может выступать не одно значение или переменная, а формула, использующая математические операции и ранее определённые функции: a = 5 / 2 b = -(2 ** 3) / (a * 1E-9) f = pow(2, 3) % 3

+ - * ( ) Привычные операции сложения, вычитания(и унарный минус) и умножения, а так же скобки
/ // Вещественное деление и целочисленное
% ** pow(x, y) Деление по модулю(остаток от деления) и возведение в степень(x ** y <=> pow(x, y) <=> xy)

По умолчанию в Python 3 все числа - вещественные, соответственно 5 / 2 даст 2.5 - для целочисленного деления следует писать 5 // 2. В Python 2 это не так - числа без десятичной точки считаются целыми, поэтому там 5 / 2 даст 2.

Для использования тригонометрических, логарифмических и некоторых других полезных функции надо подключить соответствующий модуль - math. Делается это до первого использования его функций, обычно в самом начале программы, с помощью оператора import, например: import math a = math.cos(math.pi / 4) b = math.sqrt(2) / 2

В командной строке (CLI) виден результат каждого записанного выражения, однако при выполнении программы целиком это не так. Обычно требуется взаимодействие, например, ввод и вывод данных. Для этого используются функции input() и print() - соответственно, ввод и вывод. Важно помнить, что результат выполнения функции input() - всегда строка, с которой нельзя совершать никаких математических операций. Если вы уверены, что в строке содержится только число, вы можете конвертировать её в строку с помощью функций int() и float(). Следующий код выводит длину окружность и площадь круга с радиусом, введённым пользователем в начале выполнения программы - это так же называется "вводом с клавиатуры": import math r = float(input()) length = 2 * math.pi * r area = math.pi * r ** 2 print(length) print(area)